Главная

О себе

Услуги

Гендер

Аутотренинг

Ментальный массаж

Психоанализ

Лабильность

 

   

 

                                                                                               

  Сегодня мы знаем, что ребенок рождается со своеобразной программой развития, закрепленной в его генетическом коде. И это не только рост и масса тела, цвет волос и глаз, но и основные особенности характера  его личности. Но, не только набор наследственных признаков определяет в дальнейшем поведение человека, а также влияние родителей и окружающей среды! 

 Жизнь начинается с первых месяцев внутриутробного развития ребенка, а первые годы его жизни  оказывают на него определяющее влияние. Обычно мы ничего не помним о годах нашего раннего развития и лишь какие-то отрывки приходят в наше сознание о более раннего периода. У многих людей связные воспоминания начинаются лет с пяти – семи, а забытые годы очень важны для нас. В это время мы овладевали первыми словами, учились понимать речь, ходить, сидеть, приобретали навыки опрятности, усваивали первые принципы отношений между людьми. А безоблачное, счастливое детство, не отягощенное никакими заботами, оказалось очень драматичным и сложным периодом - периодом неудовлетворенных желаний, непредсказуемых воздействий, периодом, когда взрослые и все окружающее представали неконтролируемой грозной силой, перед которой младенец выглядел совершенно беззащитным. Сам факт забывания ранних детских переживаний считается доказательством того, что они травматичны для нас, и поэтому подвергаются устранению - вытеснению из сознания. Действительно, при психоанализе больных неврозами часто удается выяснить, что корни их психического расстройства заложены в период раннего детства. Нас это интересует, прежде всего потому, что причиной семейных конфликтов могут быть аналогичные конфликты раннего детского возраста. Я считаю, что в раннем детстве закладывается своеобразный сценарий дальнейшего поведения человека, называя этот период периодом программирования - "сценарное программирование".  Даже в период кормления ребенка поза матери, те слова, которые она говорит ребенку, имеют значение. В дальнейшем отношения между матерью и ребенком становятся более сложными. Будет мать восхищаться ребенком или отталкивать его от себя? Будет ставить его в пример другим детям или, наоборот, ставить других детей в пример ему? Станет ребенок "принцем" или "изгоем", имея программу на достижение цели и успех любой ценой? Уже в раннем детском возрасте, вырабатывается жизненная позиция.

Первый тип: у меня все хорошо, и у тебя все хорошо. Это позиция оптимиста, который желает работать и который реализует свои возможности в среде других людей.

Второй тип: у меня все хорошо, а у вас все плохо. Это позиция самовлюбленного, некритичного к себе человека, который остается заласканным ребенком на всю жизнь, делает других людей ответственными за все свои неудачи.

Третий тип: у меня все плохо, а у вас все хорошо. Это позиция человека, который, с одной стороны, завидует окружающим, испытывает собственную неполноценность, с другой - всю жизнь обречен работать не для того, чтобы заработать на хлеб или получить удовольствие, обречен любить не потому, что он влюблен, а для того, чтобы доказать самому себе и окружающим, что он такой же человек, как и все, что он не так плох, как ему самому кажется.

Четвертый тип: вы плохие и я плохой. Это наиболее неконструктивная позиция, с которой человек приходит в мир. Он насыщен внутренними конфликтами, склонен к депрессиям, а иногда к более серьезным психическим заболеваниям.

 Я считаю, что в жизни каждого ребенка при программировании сценария имеют значение следующие моменты: так называемый сценарный толчок, как то, или иное замечание матери или отца как бы предопределяет его дальнейшее развитие. Например, если один из родителей в порыве гнева кричит ребенку: "Исчезни" или "Чтоб ты провалился", - это указание на характер смерти ребенка. Когда мать говорит: "Ты кончишь, как твой отец", - и если отец алкоголик, - это приговор на всю жизнь. Подобного рода высказывания считаю сценарным итогом или "проклятьем".

Кроме того, родители дают указания-предостережения, которые призваны снять с ребенка "проклятье". Это способ избежать тех неприятностей, о которых они ему говорят. Например: "Не плачь, не капризничай, отстань от отца", "Не приставай к матери", "Будь скромнее" и т.п. Иногда родители дают указания, поощряющие поведение ребенка: "Вот так и веди себя, ты хороший мальчик, продолжай сидеть спокойно, наконец-то ты взялся за ум". Кроме того, они дают предписания, как заполнить время в ожидании действия. Иногда эти предписания носят характер моральных сентенций. Совершенно, казалось бы, простые слова, которые мы слышим в детстве, могут предопределить все наше дальнейшее поведение.

Программирование или воспитание?

 То, что в духе времени называю сценарным программированием, люди веками называли воспитанием. Описывая различные типы воспитания, ученые чаще употребляют прилагательное "неправильное". Очевидно, определить, что такое правильное воспитание, и прийти к согласию по этому поводу нелегко... Дискуссии вызывает каждая деталь, даже требование воспитывать в ребенке честность порой подвергается критике на страницах печати, ибо в итоге ребенок оказывается "неприспособленным к жизни". Можно ли наказывать ребенка и если можно, то как? Допустимы ли противоречия в воспитательных приемах со стороны отца, матери, бабушек и дедушек?  Считаю, что все воспитывающие должны придерживаться одних и тех же принципов и форм воспитания.

 Говорить о неправильном воспитании значительно легче. Во-первых, все крайние, отклоняющиеся формы его всегда более четко очерчены и их проще описать. Во-вторых, легче понять "неправильность" воспитания по его итогам - формирование "изломанного" характера, появлению непреодолимых трудностей при попытке адаптироваться в обществе.

 Два крайних полюса неправильною воспитания: гиперпротекция (повышенная опека) и гипопротекция (недостаточная опека, безнадзорность). Сверхопекаемый ребенок приходит в самостоятельную жизнь капризным, требовательным, неспособным принимать самостоятельные решения, взять на себя ответственность за собственные неудачи. Основным принципом поведения такого человека - это, во-первых, никогда не предпринимать ничего на свой страх и риск, требовать от окружающих опеки и заботы и, наконец, возложить на окружающих ответственность за неудачи. Стремление получить желаемое "здесь и теперь", не заботясь о возможных последствиях своих поступков, достаточно характерно для таких людей. В супружестве люди, воспитанные в духе гиперпротекции, будут проявлять две противоположные тенденции: стремление повелевать и одновременно повышенную зависимость от партнера и собственных родителей. Именно бывшие сверхопекаемые дети сохраняют тесные связи с родителями, будучи почтенными отцами и матерями семейств, что чревато серьезными конфликтами. Но если брачный партнер будет обладать сильными родительскими чертами, то брак может оказаться стабильным, хотя и "не безоблачным".

 Как специалист в области клинической психологии, выделяю несколько вариантов повышенной опеки: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, воспитание в духе повышенной моральной ответственности. Потворствующая гиперпротекция - воспитание по типу «кумир семьи» Доминирующая гиперпротекция - подавление любых проявлений самостоятельной активности ребенка: все решения принимаются за него, его увлечения, его друзья принадлежат не ему, а его родителям. Это они выбрали, с кем должен дружить ребенок, какой кружок или спортивную секцию он должен посещать, какие книги он должен читать и какие кинофильмы смотреть, чем он должен восхищаться, а чем - пренебрегать. Естественно стремление родителей навязать своему ребенку и выбор брачного партнера...

 Воспитание в духе повышенной моральной ответственности сопровождается постоянным напоминанием ребенку, что он растет в "приличной семье" и это накладывает на него определенные обязанности. Он не может шалить, резвиться, получать плохие оценки, так как это "бросает тень на отца и мать" Любовь к ребенку в такой семье - это не естественное чувство родителей. Ребенок должен своим примерным поведении и высокими достижениями заслужить любовь матери или отца. "А что ты сделал для того, чтобы я купила тебе?" - своеобразный девиз подобного воспитания. Иногда лозунгом является популярное изречение: "Не мы - так наши дети".

 Родители, не реализовавшие себя в жизни, постоянно напоминают ребенку, что уж он-то просто обязан занять в жизни ту позицию, которую мечтали занять они. "Я имела такие блестящие способности к математике, но не смогла учиться из-за тяжелого положения семьи, а ты..." Родителям и в голову не приходит, что их детские мечты и планы могут не совпадать с желаниями ребенка... "Чтоб сердце загорелось, чтоб каждому хотелось догнать и перегнать отцов..." Песня хороша, оптимистична, но смысл ее достаточно печален, поскольку жизнь детей рассматривается как бег наперегонки, при этом бежать нужно именно по той дорожке, что и твой отец. Чем ответственнее позиции, которые занимают родители, тем труднее ребенку.

                                            

                         

                                                                                       Православная психология

Что такое православная психология?
Православная психология черпает свои знания о человеке из священного Писания и священного Предания, святоотеческих трудов, православного богословия и практического, тысячелетнего опыта Православной Церкви.

 Все знают, что Церковь – это госпиталь для тех, у кого болит душа, а батюшка – это главный врач в этой больнице. Но также, в этой больнице, есть и средний медицинский персонал, без помощи которого вылечить больного было бы практически невозможно. Православный психолог является именно этим средним звеном, который связывает церковь и человека.
Семейные проблемы, кризисы подросткового и среднего возрастов, проблемы на работе, конфликты, депрессия и и.д. – это то, что нуждается не только в замаливании батюшки, но также и в работе и советах психолога.
Православная психология не скрывает недостатки, прямо указывает на грехи. Светская психология не имеет понятия греха, от этого нет столь сильной необходимости работать над собой. Да, это сложнее, да, это менее компромиссно, но разве действенная медицина закрывает глаза на болезнь?  Её лечат. Интересно, что в некоторых аспектах православная психология работает на принципах, сформулированных древнегреческими психологическими школами: хочешь изменить мир — начни с себя. В отличии от светской психологии, здесь нет остановки на успокоении, работа идёт дальше, работа идёт над исправлением.

 В этой работе необходимо быть терпимым к окружающим людям, доброжелательным, приветливым, уметь сочувствовать, быть находчивым. Так же, необходимо обладать базовыми знаниями, различными методиками и диагностиками. А самое главное нужно прислушиваться к мнению ребенка!

                                                                                                

 
Copyright ©  2005 -2018